1
Мои статьи

Марафонец, или как я покорил Стамбул

О том, чтобы пробежать марафон, я мечтал все последние 3 года – с того момента, как похудел на 45 кг и начал заниматься бегом. Несколько раз регистрировался для участия в марафонах в Стамбуле и Дубае, но каждый раз в преддверии соревнования начинались неожиданные проблемы со здоровьем.

 
Регистрацию на марафон сделал в последний день регистрации – 31 октября, так как в этот день решил испытать свой организм в последний раз ударной тренировкой – за 2 часа пробежал 16 километров, затем сразу же за этим полчаса лыжный тренажер, и «добил» себя тренировкой кроссфита.
 
Марафон должен был проводиться 16 ноября, в воскресенье я прилетел в Стамбул за 2 дня до марафона. В тот день в пробежке участвовало 28.000 человек из 118 стран. Из них 7.000 участников решили бежать на дистанции классического марафона в 42 километра.
 
На старте
 
4Было ли волнение? Волнения не было — было сильное внутреннее напряжение, потому что меня беспокоило многое – и травма оперированного колена, и травмы и боли в бедрах, и дождь, из-за которого дорога будет скользкой и можно будет просто поскользнуться.
 
Погода в этот день была пасмурной, сырой и было холодно. Я в шортах и термальной рубашке для бега. Больше полутора часов все на холоде ждали, пока официальные лица, одетые подчеркнуто тепло на нашем фоне и особо не торопящиеся, закончат свои выступления. Во время ожидания стартового выстрела сильно хлопал руками себя по бедрам и икрам, чтобы не дать замерзнуть мышцам ног.
 
Было приятно находиться в толпе сильных, уверенных в себе и амбициозных людей, которые вышли в этот холодный день бросить вызов своему физическому состоянию. Рассматривал людей рядом – кто-то слушал музыку, кто-то напряженно ждал, кто-то общался с рядом стоящими. Я стоял и просто концентрировался на дистанции: подошел тот момент, до которого я так долго добирался, и сейчас единственное, что мне надо было делать, это идти вперед.
 
Первые 10 километров
 
Стартовый выстрел, сделанный мэром Стамбула, заставил тысячи людей рвануть вперед – был слышен гул от топота ног людей, которые молча бежали вперед. Большая толпа журналистов с камерами и фотоаппаратами старалась не угодить под ноги бегущих.
 
Первые 10 километров пробежал на одном дыхании – огромная толпа людей просто увлекала, и моя средняя тренировочная скорость была превышена. Сбавлять скорость до комфортной и привычной не получалось – сразу же нетерпеливые стукались об меня и продолжали свой бег. Я все же старался сдерживать себя — в первый час из-за психологического подъема хочется бежать и бежать, но понимаешь, что впереди долгие часы бега, подъемы, спуски, и надо беречь свои силы, суставы, колени, мышцы и правильно и бережно распоряжаться своей энергией.
 
В течение первых 10 километров по обеим сторонам дороги были толпы народа, которые аплодировали бегунам, выкрикивали слова поддержки, держали в руках большие плакаты с мотивирующими надписями, а 2 раза были даже специальные группы, которые играли на разных музыкальных инструментах. На мостах по дороге люди стояли и снимали на камеру бегущих людей, кричали подбадривающие слова.
 
В первых нескольких туннелях тысячи людей, проходя под ними, в один голос кричали и свистели – ведь пока силы были. После 20 километров все проходили через туннели молча – не было сил кричать, а у кого были – берегли.
 
По всему пути через каждые несколько километров стояли столы, уставленные бутылками воды, губками, смоченными водой, кусочками сахара, яблоками, бананами, которые волонтеры, предварительно очистив, протягивали бегунам. Все бегуны брали бутылки с водой, отхлебывали и выбрасывали на обочину дороги. Обочина по всей дистанции была полна бутылками воды и губками.
 
21-й километр
 
Итак, отметка в 21 км – и отсчет идет уже в обратную сторону. Начали болеть передние части бедер, ступни, пальцы ног. Но пока есть силы. Пока бежать помогает музыка, которую я слушал на тренировках. Дорога идет и идет от центра Стамбула до аэропорта, и пока не видно, чтобы она заворачивала обратно. Очень хочется увидеть эту развилку, которая будет сигналом того, что мы уже возвращаемся обратно в город.
 
(201113125328)percorso maratona istanbul30 километров
 
Организм сильно устал. Ноги истоптаны. Дорога проходит по побережью пролива, сильный ветер дует в лицо, и начался дождь. Дорога мокрая, запросто можно поскользнуться.
 
После 30-го километра я думал, что убит… и чувствовал каждый свой шаг. Каждый следующий километр были радостью и грустью одновременно – радостью от того, что еще 1000 метров пройдены, и грустью — от того, как много еще предстоит пробежать. Не хочется слушать музыку, которая уже грубо звучит – во всяком случае, мне так казалось.
 
После 30-го километра увеличилось число людей, которые перешли на шаг, сошли с дистанции, стараясь отдохнуть и растянуть мышцы.
 
После 35-го я был уверен, что умер… Не мог думать, дышать… просто шел вперед. Попытался ходить быстрым шагом, стало легче. Но стало труднее раскачать и заставить себя вернуться на бег, и по этой причине перестал даже пытаться ходить.
 
После 38-го километра я понял, что дальше тело меня не слушается. Я просто приказал себе идти вперед… И каждый шаг печатал… Хотелось упасть и просто не двигаться.
 
40 километров – 4 часа 52 минуты
 
Отметка в 40 километров сильно обрадовала – я понял, что осталось совсем мало. Но даже этот подъем духа не придал сил – ноги еле передвигались.
 
После 41-го километра начался сильный подъем – этот подъем я пробежал на полусогнутых ногах – не мог ноги держать прямо. Но я уже не обращал внимания на свое бессилие — я понял, что я чемпион — я победил! Я победил свое тело своей силой духа и силой воли…
 
Последние 600 метров и финиш
 
За 600 метров до финиша организаторы поставили большую колонку, и мужчина с микрофоном в руке кричал на турецком и английском языке слова поддержки и торопил нас – “Last 600 meters!!! Don’t stop!!! Go on”.
 
Это заставило меня сделать рывок на еще 200 метров, и на отметке 400 метров я остановился – хотел отдышаться… Сил совсем не оставалось. По обеим сторонам беговой дорожки стояли толпы людей, которые аплодировали, кричали слова поддержки финиширующим и протягивали для пожатия руки. Последние 100 метров по ковровой дорожке – и я рванул флаг Азербайджана из рук встречающих и с флагом в руке пробежал финишную черту.
 
3Результат — я стал марафонцем: в 40 лет, начав свой путь в 37 лет. Еще одна мечта сбылась, еще один плюсик в моих целях и планах.
 
Первые эмоции? Внутри цунами чувств, эмоций и рык победителя.
 
Первые мысли? Это то, что я не тот, что прежде. Я марафонец. Вторая мысль – надо это обязательно повторить, чтобы еще раз испытать это чувство эйфории. И не один раз.
 
Боли начались через 10 минут после финиша. Все тело превратилось в одну сплошную боль – болели суставы, мышцы ног, спины, болела грудь, и чувствовал, что больно дышать. Уже в отеле увидел, что почернели пальцы на ногах и наколенник стер всю кожу на левой ноге сзади на уровне колена. Но самое главное – это понимание того, что боль, раны и травмы уйдут, но ты останешься чемпионом навсегда.
 
Чемпионом над собой – своими страстями, слабостями, желанием сдаться, найти отговорки, рассказать о том, что было очень трудно, было невозможно, и поэтому остановиться.
 
2Чему научил меня марафон?
 
Марафон меня научил не сдаваться – ни на какой стадии. Последние 3 года я планировал пробежать минимум 3 марафона, и в каждом из них, буквально за неделю до марафона, я либо болел, либо получал травмы. Полгода назад, за 3 дня до марафона в Дубае, я разорвал мениск левого колена и ровно год не мог бегать. Мне говорили: «Фахри, может быть, не судьба». Я возражал, что до тех пор, пока я дышу, я буду биться, чтобы моя мечта сбылась. И только при своих последних вздохах, оглядываясь назад, оценивая пройденный путь, и впереди себя видя только лишь безвестную бесконечность, я могу сказать, что это не судьба. А до тех пор я буду бороться за свою мечту, стараясь сделать мечту судьбой.
 
Мне говорили, что мой возраст не тот, марафон — это для молодых, что в моем возрасте надо стараться не будоражить организм, приводили многочисленные «примеры»… И при каждом случае неудачи говорили, что это именно и подтверждает, что надо успокоиться.
 
Я счастлив. Я знаю, что могу сделать больше, чем мне позволят мои физические силы. Я понял, что сила нашего духа и наша воля могут управлять нашим истощенным физическим состоянием. И я отрицаю физическую усталость, как слабость духа. Мы сдаемся не потому, что не можем физически, а потому что не можем продолжать психологически.
 
Приятное и удивительное – видел совершенно различных людей, которые дерзнули бежать на это огромное расстояние. Это был мужчина, у которого при беге и ходьбе правая нога подворачивалась внутрь, но он с немалой скоростью продолжал свой бег; это был молодой человек, который бежал, и мне показалось, что он как-то неестественно держал правую руку : при приближении к нему я увидел, что у него левая рука просто выгнута назад; это большое количество пожилых людей – мужчин и женщин, чьи одногодки у нас даже не подумают выйти пройтись скорым шагом; и это слепой мужчина примерно 45-50 лет, который бежал за девушкой, обвязав свою руку веревкой с ее рукой.. И как много в нашем окружении людей – с руками и ногами, с прекрасным зрением, но все время недовольных и ищущих всякого рода оправдания своей пассивности.
 
А еще там были очень интересные персонажи: молодая девушка, которая резво бежала с сумкой за плечами и большим игрушечным мишкой, и парень, который пробежал марафон, жонглируя тремя мячами – с самого старта и до самого конца я видел, как он бежал и жонглировал…
 
Что меня радует? После того, как я опубликовал свои фотографии на своем аккаунте в facebook, большое количество людей в моем окружении написали мне о том, что на следующий марафон в Стамбуле они тоже поедут со мной.
 
Мне приятно, что мой личный пример может послужить образцом для многих людей: мой путь начался 3 года назад отказом от курения после 18 лет курения и весом 120 килограммов – а сегодня я стал марафонцем. Начав свой путь со скромных 150 метров в первый день, я смог через 3 года пробежать на одном дыхании огромное расстояние в 42 километра.
 
Неважно, откуда мы начинаем наш путь, неважно, какое у нас сегодня состояние – важно, куда мы идем.
 
Самое главное – это поставить себе цели, и идти к этим целям, невзирая ни на какие препятствия — наши внутренние и внешние.
 
Этому марафону, этому бегу на дистанцию в 42 километра, этому раннему утру предшествовала долгая ночь – ночь в 3 года, когда надо было бороться с собой, своими слабостями, нежеланием вставать рано утром, тренироваться, получать травмы и раны, лечиться, проходить операцию и послеоперационный период… Но когда человек становится в один ряд с 7.000 уверенными в своих силах, амбициозными и дерзкими людьми, ты понимаешь, что все это не было напрасно. 
 
 
1
Фахри Агаев
 
 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *